Богиня Бастет
Любовь и красоту, плодородие и благополучие олицетворяла в Древнем Египте богиня Бастет (богиня-кошка). Также она считалась матерью всех кошек. Известно, что эти животные особо почитались в древнем государстве и почитаются до сих пор.
В мифах она предстает то ласковой и грациозной, то мстительной и коварной. Действительно, эти качества присущи пушистым питомцам.
Изображают божество по-разному. Иногда это женщина с кошачьей головой, а иногда – кошка черного цвета.
Изображение египетской богини Бастет
Встречаются фигурки, символизирующие Бастет с львиной головой. По поводу этого также находятся объяснения в египетском эпосе. Отцом божественной женщины считали могущественного Ра. Когда он состарился, то утратил влияние. Подданные восстали против бога. Ра обратился за помощью к дочке. Та приняла облик свирепого льва, спустилась на землю и обрушила праведный гнев на людей.
Изображение божества всегда богато украшали. Использовали золото, драгоценные камни, серебро.
В руках богиня Бастет могла держать скипетр и систр или корзинку с котятами.
Принадлежности имели разное значение:
- Корзина с детенышами кошек была символом плодородия, появления новой жизни;
- Скипетр олицетворял власть;
- Систр был признаком веселья, праздника.
Известно, что египтянки стали подводить глаза так ярко, чтобы походить на покровительницу всех женщин – Бастет.
Египтянки подводили глаза, чтобы походить на свою покровительницу
В каждом доме стояла своя фигурка Бастет в зависимости от того, что хотели получить хозяева. В Египте, в некоторых местностях, до сих пор организуют празднования в честь Бастет. Торжество проходит в середине апреля. В этот день жители выходят к берегам Нила и опускают в воды лодку со статуей богини. День проходит весело, под песни и танцы.
Повсеместное поклонение прекратилось только в 4 веке нашей эры. Тогда к власти пришли римляне. Начались гонения на пушистых мурлык и массовое истребление.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Девушка-кошка_Бастет
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество! Культ кошки в Древнем Египте. Богиня Бастет.
Нигде кошка не почитается так, как в Египте. Сложный метафорический смысл, которым мировая мифология наделила образ этого красивого умного животного, египтяне свели к позитивным, приятным для человеческого сознания понятиям – таким, как добро, домашний очаг, веселье, любовь, материнство, плодородие, защитные силы.
В Древнем Египте существовал весьма значительный культ богини – кошки Бастет (Баст), считавшейся также олицетворением солнечного и лунного света. Богиню изображали как деву с кошачьей головой или в виде львицы. Бастет считалась дочерью Осириса и Изиды.
Этой богине посвящались молитвы: «Она может даровать жизнь и силу, всё здоровье и радость сердца» или «Я кошка, мать жизни». В её честь кошкам поклонялись, их мумифицировали, рядом клали мышь, чтобы кошкам было чем развлечься и питаться в загробном мире.
Культ кошки появился в самый древний период египетской истории (вторая династия) и продолжался до 1 в до нэ. Религиозным центром поклонения был город Бубастис, где, по свидетельству греческого историка Геродота , находился самый прекрасный храм Египта, посвящённый Бастет. В главном святилище возвышалась огромная статуя богини.
Статуя богини Бастет (Баст) в храме Бубастиса
Великие историки античности Геродот и Диодор в своих трудах писали, как ежегодно, семь раз в год, сто тысяч жрецов собирались в храме в Бубастисе на большое поминовение божественной кошки. Во время ежегодных весенних празднеств статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила. Там же разводили этих священных животных и именно там сохранилось большое количество мумий кошек.
Баст (Бастет)
Богиня-кошка. Богиня солнца, радости и веселья. Олицетворяла тепло. Считалась всевидящей и занимала место стража при боге солнца Ра. Воплощала женские и материнские качества:
изящество, красоту и ласку…
Часто богиню изображали в виде женщины с головой кошки, в правой руке у нее был музыкальный инструмент — систрум, а в левой — зеркало, а у её ног располагались четыре котёнка.
Так олицетворялась египтянами богиня плодородия.
Бастет (Баст), как правило, на изображениях была облачена в одеяние зеленого цвета. Традиционно связывалась с солнцем, плодородием и благополучными родами у женщин. Богиню плодородия египтяне возвели в ранг общенационального божества.
Баст была богиней огня, Луны, деторождения, плодородия, удовольствия, благожелательности, веселья, сексуальных обрядов, музыки, танца, защиты от болезней и злых духов, интуиции, врачевания, брака и всех животных (особенно кошек).
Баст имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная).
Согласно другим источникам в Египте кошка была связана и с Баст, и с Пашт (Луной). Пашт была темным аспектом Баст, Госпожой Востока, матерью всех кошек, женой бога Птаха. Хотя она считалась воплощением живительной энергии и нежного тепла Солнца, через своих священных кошек она была связана и с Луной.
Баст также была покровительницей детей и охранительницей урожая. В домах хранились ее статуэтки, отгонявшие злых духов.
Начало появления культа Бастет — Вторая Династия. Поклонялись до I в. н.э.
Генеалогия :
Дочь и жена бога солнца Ra, жена Птаха, мать Махеса и Хенсу.
Иконография:
Изображалась в виде женщины с головой кошки.
Атрибут
: Музыкальный интрумент систр.
Священное животное
— кошка, отражавшая проворство и силу богини.
Священными кошками самой Баст были кошки черной масти; изображение черной кошки помещали на своих домах египетские врачи, как символ своей профессии. Изображение кошки украшало систрум и, иногда, зеркало Хатор. Это животное представляло Луну.
Эта кошка олицетворяла божественность, недоступную простому смертному. Даже верховного бога солнца Ра называли «великим котом». Влияние освещения на размеры кошачьего зрачка ассоциировалось у древних египтян с движением солнечного бога на колеснице по небесным рекам. И горящие в темноте кошачьи глаза, согласно верованиям египтян, излучают дневной свет — свет огненной колесницы.
Первые иероглифы, которые были использованы для обозначения слова «кот» и «кошка», относятся к пятой и шестой династиям египетских фараонов (около 2300 года до н.э.). Сегодня они расшифрованы как «минт» и «миу». Транскрипция иероглифов «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).
До нас дошли многочисленные рисунки и статуэтки, изображающие кошек. Восходящее солнце олицетворял жук скарабей, обязательно присутствовавший на груди у животных.
В гелиополисском святилище символом верховного бога была статуя кошки гигантских размеров, зрачки которой изменялись в зависимости от направления солнечных лучей. Статуя, выпускающая водную струю каждый час, служила и для определения времени. По легенде статуя кошки изображала животное, которое погибло в схватке со злым змеем Апопом.
Предположительно, одомашнивание кошки произошло в Египте в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где Египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа.
Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.
В начале исторического периода, именуемого Средним Царством, Египет вырос в могучую державу. Основой этой державы были зерновые хранилища. Пока они были наполнены, страна могла спокойно пережить возможный разлив Нила. Вот это и был звездный час кошки — истребителя грызунов.
Практическое значение кошки в Древнем Египте было так велико, что именно в этот период кошку в стали считать священным животным. Египтяне обожествляли кошек, видя в них существ, способных воплощать в себе образы конкретных богов. Облик огромного кота принимал великий бог солнца Ра, победивший Апопа, змея тьмы. Иногда Ра называли Великим Котом. Его поединок со змеей тьмы художники изображали так: одной лапой кот придавливает голову змея, а в другой держит нож.
Но подлинной богиней кошек стала львиноголовая Бастет.Египтяне считали кошку священным животным богини Бастет, олицетворяющей радость, веселье, здоровье и жизнелюбие. Вот что пишет об отношении египтян к культу кошки известный философ Е.П.Блаватская (1831-1891) в книге «Эволюция символизма»: «Они подметили тот простой факт, что кошка видит в темноте и что ее зрачки становятся совершенно круглыми и особенно светящимися ночью.
Луна была созерцательницей в ночных небесах, и кошка была ее эквивалентом на земле…. И от сюда следовало, что солнце, взиравшее вниз в преисподнюю во время ночи, могла тоже называться кошкою, как оно и было, ибо оно тоже видело во тьме. Кошка называлась по-египетски «мау», что значит зрячий, от глагола мау — видеть…. Луна как кошка была глазом солнца, ибо она отражает солнечный свет и потому, что глаз отображает изображение в своем зеркале».
Культ кошки достиг своего расцвета во время 12-й и 13-й династий египетских фараонов (около 1800 года до н.э.). Храм богини Бастет в восточной части дельты Нила — стал местом паломничества. Главным центром египтян стал огромный некрополь близ храма. Здесь они хоронили бальзамированных умерших кошек, помещая в украшенные саркофаги вместе с игрушками и еду (например, мумифицированных мышей) для долгого путешествия в загробный мир. Недалеко от Бени-Хасана было обнаружено 180 тысяч мумий кошек. В знак траура скорбящие по кошкам люди обривали себе брови.
Египтяне со всех частей царства приносили в дар богине символы преданности в форме маленьких кошачьих фигурок из керамики и бронзы. Бронзовые статуэтки кошек отличаются тончайшей моделировкой поверхности.
Мягкие контуры подчёркивают пластичность тела, изящный силуэт. Мастерски переданы естественность и грациозность зверя…
Сделанные с любовью, эти статуэтки изысканны и в то же время они сдержанно отстранёны, даже строги… как бы напоминая всем, что Бастет — это милостивая ипостась грозной львиноголовой богини Сохмет, дочери бога солнца Ра, поддерживающей Маат — вселенскую гармонию — и карающей тех, кто нарушает ее.
Фигурки кошек, как правило, богато украшались египтянами. У статуэток из Эрмитажа ожерелья на шее, скарабеи на темени и глаза инкрустированы золотом.
Исследование мумий из кошачьих гробниц в Бубастите, Сиуте и Бени-Хассане показали, что кошки Среднего Царства подверглись селекции (искусственному отбору): скелет, зубы и пигментация шерсти уже значительно отличались от таковых у первородной степной кошки.
Египетские кошки обожествлялись. Для них строились роскошные храмы, их тела мумифицировали, к ним устремлялись тысячи паломников со всех концов страны.
Египетские кошки испокон веков были окружены мисти- ческим ореолом. Глаза их считались окнами в другой мир, и, благодаря их переменчивости, животные нередко сравнивались с Солнцем.
Египетские жрецы находили много аналогий между природой кошки и солнца. Прежде всего – это глаза Кошки.
Солнце поднимается, зрачки глаз кошки становятся меньше. Солнце клонится к вечеру, глаза кошки расширяются.
Когда Солнце скрылось, кошка смотрит на мир широкими зрачками, круглыми и светящимися. Глаза кошки – два уменьшенных солнца. Глаза кошки – волшебные окна в другие миры, в которых можно увидеть очень много.
Кошки – это гости мира мертвых в нашем, проявленном мире.
Считается, что в дом, где живут кошки, никогда не ступит нога вампира или другой темной сущности. Дело в том, что кошки видят их…
Нередко можно заметить «странности» поведения кошки, когда она вдруг замирает и пристально смотрит в какую-то точку. Так она общается с невидимым для нас миром.
В Бубастисе, главном центре культа Баст в Нижнем Египте, священные кошки жили во дворе храма. Ухаживать за ними считалось особой честью, это право передавалось от сына к отцу.
Для того чтобы заботится о благосостоянии кошек, обитающих в храме, была организована каста жрецов. Слуги Бастет занимали высшие государственные посты. Жрец, обвиненный в неприемлемом обращении со священными кошками, сурово наказывался.
За кошками внимательно наблюдали жрецы, стараясь не пропустить малейшего поданного ими знака… послания богини Баст, чтобы потом истолковать это сообщение.
Верующий, добивающийся помощи богини или желающий дать обет, обривал часть головы своего ребенка и относил настриг в храм. Волосы клали на чашу весов и уравновешивали серебром. Затем верующий дарил это серебро смотрителю священных кошек, который отрезал от рыб, служивших им кормом, соответствующую порцию и отдавал кошкам.
В семьях простых египтян кошек также почитали священными, их окружали заботой и вниманием.
Египтяне любили своих домашних кошек, которые изображались лежащими на коленях у хозяина или под его сиденьем. Плутарх описывает, как тщательно занимались египтяне разведением кошек, подбирая подходящие по характеру пары.
Священных кошек кормили молоком с хлебом, для них специально разводили в резервуарах рыбу, не имеющую чешуи. Сурово карался тот, кто покушался на жизнь кошек. Кошка охранялась законом и осмелившемуся поднять на нее руку, грозила смертная казнь.
Кошек называли «добрыми духами жилища». Этим грациозным животным люди повсюду уступали дорогу. Кошки в Египте первыми выносились из домов при пожарах, причём владельцы спасали их, нередко рискуя при этом собственной жизнью.
Если кошка умирала, то ее похороны проходили с большими почестями.
После смерти кошек погребали по ритуалу, напоминающему погребение человека: хозяева кошки и их родня в знак траура выбривали себе брови, а тело кошки бальзамировалось. Египтяне верили, что душа хозяйки дома после смерти переселяется в кошку.
Тело умершей кошки обворачивали льняной тканью, умащивали травами и мумифицировали, используя бальзам. Чтобы кошки не голодали в загробной жизни, вместе с ними в саркофаг уклады вались мумифицированные мыши и землеройки. Кошки богачей заворачивались в цветное льняное полотно с замысловатыми узорами. На ее морду накладывалась маска с ушами, изготовленными из стеблей пальмовых листьев. Мумия помещалась в деревянный или плетенный из соломы ящик, иногда украшавшийся золотом, хрусталем или обсидианом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых гробах.
Самыми почитаемыми кошками были те, которые жили в храмах. Их похороны были иногда такими помпезными и дорогими, что для того их оплаты с населения взимались специальные пошлины.
Саркофаг с мумией и помещали в одном из бесчисленных некрополей, специально предназначенных для кошек и выстроенных вдоль берегов Нила. Траур длился семьдесят дней — время всей мумификации. Иногда кошка сопровождает своего хозяина в загробную жизнь под видом статуэтки (или высеченного рисунка на гробах). Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).
При раскопках в городе Бени-Хасана археологи обнаружили целое кошачье кладбище, на котором упокоилось сто восемьдесят тысяч кошек.
Однако, большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка).
Почитание кошки не заканчивалось на уровне семьи. Оно было всенародным. Государственные законы охраняли кошек как могли.
Например, строго- настрого было запрещено вывозить кошек за пределы страны. Наверное, египтяне хотели быть монополистами в области разведения кошек. Однако запретный плод всегда сладок. И чем строже были законы, тем больше охотников находилось вывезти кошку из Египта. Для финикийцев это даже стало делом чести. Благодаря из желаю выбесить египтян кошки вскоре распространились по всему Средиземноморью.
Египтяне считали, что одна кошка может принести им за 7 лет 28 котят. Даже если не упоминать о ее «святости», плодовитая кошка обладала высокой материальной ценностью. Она была символом зажиточности египтянина.
Такая любовь к кошкам однажды обернулась против египтян. Зная о том, что ни один египтянин не сможет убить кошку, коварные персы использовали это в войне с Египтом. Они прикрылись кошками как щитами, благодаря чему и одержали победу.
Некоторые ученые утверждают, что еще до эпохи расцвета культуры Древнего Египта, существовала цивилизация, научные и технологические достижения которой превосходили даже современный уровень.
Однако, после того, как природные катаклизмы стерли с лица земли великую цивилизацию, от нее остались лишь легенды, мифы и предрассудки… Возможно, многих, как и меня, интересует вопрос происхождения кошек. Откуда они пришли? Где их родина? Ответ на этот вопрос может быть здесь в наших воспоминаниях о прошлом…
…945 год до нашей эры. Небольшая ладья плывет по спокойному Нилу…
В лодке видны две фигуры в белом, они стоят рядом: зрелый мужчина, высокий, подтянутый. Одной рукой он держится за высокий нос лодки, положив вторую руку на плечо своего сына, совсем еще мальчика. Они медленно приближаются к великолепному городу.
«Отец, расскажи мне об этом городе и зачем мы и тысячи других людей плывут сюда?» — «Сын мой! Мы плывем в прекрасный город Бубастис — нашу столицу, на ежегодный праздник богини-кошки Баст… Мягкосердечная Баст известна своими чудесами врачевания. Ее почитают как веселую богиню исцеления, музыки, счастья и радости. Тысячи паломников спешат на праздник Бубасис. Огромный храм воздвигнут в ее честь, рядом с храмом водный канал, все улицы пересекаются у этого святого места. Я научу тебя молитве: «О, Баст, луноликая, могучая целительница, возлюбленная миллионами. Ясная в храме своем, раствори двери свои предо мною, освети душу мою светом своим, проникни глубоко в дух мой, исцели все мои недуги…» Ну, вот мы и приплыли, поспешим к храму».
Мальчик глубоко потрясен необыкновенным зрелищем, открывшимся ему. Великолепный храм сверкает на солнце, все любуются его белоснежными колоннами, прекрасными деталями.По всей округе разносятся смех и радостные возгласы. С песнями и хлопаньем паломницы поднимаются к храму, тряся своими трещотками — символом плодовитости.
Супругом богини в Бубастисе считался Атум, сыном – грозный Махес – бог бурь и ярости, почитавшийся в облике, опять же, льва. Богиня почиталась и в других значимых городах Нижнего Египта – прежде всего, в Мемфисе, где она отождествлялась с Сехмет, и в Иуну, где она была дочерью Атума — солнечного творца. Известно, что празднество богини-кошки проходило не только в Нижнем Египте, но и на юге — в Фивах и Эсне.
У главного входа — статуя богини-кошки, богини, обладавшей силой Солнца и Луны, приносящей умственное здоровье. Баст изображена в виде женщины с кошачьей головой, у ног которой расположились котята…
Кругом продают статуэтки кошек, а в храме обитает множество кошек. Для того, чтобы заботиться об их благосостоянии, организована почти военизированная каста жрецов. Слуги Баст занимают государственные посты.
В обязанности жрецов входят исцеление, отправление культов, мумификация умерших кошек. Жрецами могли быть как мужчины, так и женщины.
Одна из главных точек притяжения — колоссальный некрополь вблизи храма. Здесь хоронили забальзамированных умерших любимых кошек, помещая в украшенные саркофаги вместе с игрушками и едой, которая, по мнению древних египтян, необходима в потустороннем мире.
Сам фараон присутствовал на церемониях в честь богини-кошки. Древнегреческий историк Геродот в V в. до н.э. посетил храм в Бубастисе, о котором он написал: «Нет храма настолько приятного для глаз, как этот в Бубатисе».
Самые первые упоминания о кошках мы находим в иероглифическом письме древних египтян. Львы и кошки уже имели свои символы с обозначением «миу» или «мау». Около 2,5 тысяч лет до н.э. в надписях пирамид V и VI династии фараонов встречаются символы, обозначающие кошек — это был расцвет их культа.
Культ кошек был настолько велик, что продолжался более 2 тысяч лет и был отменен только в 390 г. н.э. Каждый город Древнего Египта имел свой тотем, т.е. божество-охранителя.
Кошка имела несколько городов, где она почиталась превыше других богов. Да простят меня любители собак, но хотя собака и была одним из любимых животных египтян, ее никогда не считали божеством.
А египетский бог Анубис — проводник душ умерших — при детальном исследовании, имел все-таки голову шакала. Что же касается кошки, то именно она была и есть настоящим защитником человека от невидимых сил.
Древние египтяне, тибетцы, таитяне и др. народы прошлого, обладавшие мудростью и знанием, хорошо осознавали этот факт.
Любой, кто захочет заглянуть в историю Древнего Египта, сразу заметит особое внимание к животным из семейства кошачьих.
Древняя легенда гласит: «Сияя Ра (взошедшее Солнце) плыл на своем солнечном челне по небесам с востока на запад, следя за тем, чтобы избежать встречи со змеем Апопом (тьмой невежества), побежденным впоследствии дочерью Ра — кошачьей богиней Баст». Из всего вышесказанного следует, что в мышлении египтян, кошачьи боги, и, в частности, Баст, имели совершенно особое значение.
Египтяне смотрели на кошку не только как на любимое существо, а как на представительницу божества. И поэтому относились к ней с уважением и почтением…
Бог Анубис
…тогда то, что они от нее получали, имело иное качество, несло в себе больше чистоты и света, она становилась для них передатчиком божественных энергий.
П
ри этом эти богини рассматривались в качестве хранителей местности, собственности, а резные статуэтки имели глубокое символическое значение. Греки называли эти скульптурные изображения «сфинксами». Именно так называли бессмертную кошку, появившуюся в 1966 году в штате Онтарио, в Канаде, за ее сходство с древнеегипетскими статуэтками и теми кошками, которые в те далекие времена «охраняли» пирамиды и фараонов.
Кошка, ассоциировавшаяся с женственностью и тайной, стала для египтян излюбленной обитательницей храмов и домов.
Кошка была так популярна у египтян, что среди населений побережья Нила были широко распространены теофорные имена, в которые включалось имя богини Бастет, например Падибаст – «Тот, кого дала Бастет», Ташенубаст – «Дочь Бастет», Нахтбастетру – «Сильна Бастет против них», Анхбастет – «Да живет Бастет».
Древнейшие изображения кошки в религиозном контексте (амулеты из кости или фаянса) были найдены в некрополе Бадари и датируются концом Древнего царства. Их ношение на теле обеспечивало постоянную защиту от любых опасностей…
Позже кошки появляются на т.н. магических жезлах эпохи Среднего царства, которые делались из кости гиппопотама и предназначались для защиты помещения и, особенно, беременной хозяйки дома. На их поверхности сохранились образы странных демонических существ, духов и животных, среди которых иногда появляется кошка – истребитель зла, персонифицированного в облике змей. В передних лапах кошка зачастую держит нож, предназначенный для отрезания голов врагов, так же, как и великий солнечный кот в Иуну.
На протяжении всей истории Египта фараонов кошка никогда не исчерпала своего символического образа защитника, порой также связанного с целительством…
Кошка в этих случаях изображается с некоторыми львиными чертами, что явно говорит о ее грозной роли и о том, что как мирная обитательница дома и всеобщая любимица уживалась в облике богини Бастет с яростной львиноголовой покровительницей царя, чье имя которой впервые было упомянуто на каменном сосуде из Саккары, сохранившем имя царя II династии Хетепсехмуи. Символическая связь между кошкой и ее грозным собратом – львом присутствует, спустя века, на ложных дверях в фиванских гробницах вельмож XVIII династии Кенамона и Аменемхета Сурера, которые охраняют симметрично изображенные над дверным «проемом» в иной мир кошки, стражи рубежа двух пространств. Эту роль в египетском искусстве чаще занимали именно львы или же гибридные существа с львиным телом – сфинксы.
Созвучие между словесным обозначением кошки (миит) и именем Маат – богини истины, возможно, привело к тому, что в ряде поздних бронзовых статуэток священных кошек изображение богини становится частью ожерелья животного, а ее священное перо – символом, по форме которого стилизовали тонкую шерсть внутри кошачьих ушей. Изображения кошек часто встречаются на ритуальных предметах, связанных с различными ипостасями Хатхор, в частности – на систрах , где она предстает как воплощение гелиопольской богини Небетхетепет, связанной с сексуальной энергией бога-творца, трансформировавшейся в богиню. В этом контексте кошка явно предстает как символ плодовитости, сексуальности и привлекательности.
Связь между кошкой и львицей – двумя аспектами грозной и предсказуемой природы женского божества – всячески подчеркивалась.
Так, одна из статуэток изображает львиноголовую Сехмет сидящей на престоле и поставившей ноги на простертые фигуры пленных иноземцев, в то время как кошка Бастет уселась на их ноги. Детородные функции Бастет, часто окруженной котятами, и ее сексуальная сила были теми ключами, посредством которых богиня становилась умиротворенной и ласковой матерью царя, защитницей заблудившихся в ночи и, в целом, «обратной» стороной Сехмет, вторя словам знаменитого «Поучения Анхшешонка»: «Когда мужчина пахнет миррой, жена перед ним – словно кошка. Когда мужчина в страдании – жена перед ним подобна львице». Тот же Анхшешонк, вероятно, намекая на то, что характер кошки непредсказуем и ее трансформация в Сехмет очень быстра, напоминает: «Не смейся над кошкой».
Существовавший в Египте культ кошек коснулся и других стран. Так, следы его влияния можно обнаружить в Галлии, в частности в Тулузе, где были найдены амулеты, статуэтки, музыкальные инструменты — систры — с изображением кошек (местные археологиче¬ские находки датируются скорее всего I в. до н.э.), и в Великобритании: в Бадбери, Гассед-же, Олл-Сейнтсе и Дэнбери археологи раскопали массовые захоронения кошек.
Египетские художники изобразили сотни кошек на плитах гробниц и папирусе. Они ваяли их из бронзы, золота, камня и дерева, делали из глины, вырезали из слоновой кости. Молодые египтянки носили амулеты с изображениями кошек, которые назывались «утчат» и являлись символом плодородия. Девушки молили богов об исполнении желания иметь столько детей, сколько котят изображено на их амулете.
Кошка — удивительное создание. Нет животного с более сложным характером и столь противоречивой и богатой историей. Сначала ей поклонялись как божеству, потом видели в ней слугу дьявола, а сейчас она снова идол.
По численности кошка вскоре станет самым популярным домашним животным на Земле. Даже самая ленивая домашняя кошка — прирожденный охотник. «Я — кошка, которая гуляет сама по себе». Этими словами Киплинг обессмертил присущий кошке дух независимости. Пусть она живет в нашем доме, принимает наш образ жизни, но приручить себя позволила лишь на своих условиях. Да и была ли домашняя кошка по-настоящему приручена?
Египетская мау (мао) считается старейшей в природе естественной породой. Она имеет полное право считаться прямым потомком первых одомашненных кошек древнего Египта.
В Египте человека и кошку связывают давние узы. Ее почитали как богиню еще до того, как она стала домашней. Более тысячелетия она была национальным божеством. Поклонение кошкам уходит корнями в эпоху еще более далекую, чем времена сфинксов с их человеческой головой и туловищем льва.
P.S.: Так как я просто обожаю кошек и мне очень нравится все, что связано с культурой Древнего Египта, как одной из самых загадочных стран Древнего мира, решила, что в моем дневнике будет много кошек, разнообразных, на любой вкус и много египетской тематики. Так что не обессудьте, за некоторое однообразие тем… Но это пока… так как кошками и Египтом мои интересы не ограничиваются. Но, к сожалению, пока не на все желаемое хватает времени…
Серия сообщений «История кошки»: Часть 1 — История зарождения маленького чуда Часть 2 — Культ кошки в Древнем Египте. Богиня Бастет. Часть 3 — Божественные кошки в античной культуре и их хозяйки Часть 4 — Культ кошки в Междуречье Часть 5 — История кошек в Великобритании: успех – трагедия – поклонение… Часть 6 — История кошек на Востоке: древнее не бывает?
Серия сообщений «Культ кошки»: Часть 1 — Культ кошки в Древнем Египте. Богиня Бастет. Часть 2 — Божественные кошки в античной культуре и их хозяйки Часть 3 — Культ кошки в Междуречье Часть 4 — История кошек в Великобритании: успех – трагедия – поклонение… Часть 5 — История кошек на Востоке: древнее не бывает?
Священные кошки Египта — значение символа
Культ богини Бастет связан с развитием земледелия. Египтяне научились выращивать злаки. Нашествие грызунов могло испортить весь урожай и навлечь голод. Как следствие, кошкам стало уделяться особенное внимание. О питомцах заботились, ухаживали за ними. Люди считали, что их жизнь зависит от благополучия животных.
Отметим, что не каждый человек мог позволить себе иметь в доме кота. Это было преимуществом обеспеченных слоев населения. Чтобы хоть как-то обезопасить себя люди, которые не могли содержать животных, устанавливали в доме статуэтки кошек.
Древняя статуэтка кошки
Бастет олицетворяла также плодородие и благополучие. Женщины стали просить божество счастливого материнства, семейного благополучия, красоты и здоровья.
Так как от кошек зависело благополучие государства, сытая жизнь в достатке, то и фигурки стали символизировать то же самое, что и сами животные.
Значение магических статуэток египетских кошек было разным:
- Так, если в доме стояла фигурка кошки с котятами, значит семья мечтала о пополнении, о продолжении рода.
- Кошка с музыкальным инструментом в руках говорила о том, что люди хотят легкой, необремененной заботами жизни.
- Кошки со скипетром означали, что хозяева хотят властвовать, принадлежать к сильным мира сего.
Когда все средства хороши
Пятнадцать лет спустя австралийские ученые зафиксировали второй случай партеногенеза у рыб — и снова в неволе. Зебровая акула (Stegostoma fasciatum) Леони, четыре года не общавшаяся с самцами, отложила 41 яйцо. Из трех вылупились здоровые детеныши.
Первым делом исследователи подумали о невероятной живучести спермы. Дело в том, что до 2012-го Леони жила в одном аквариуме с самцом, от которого несколько раз приносила потомство. Биологи предположили, что она хранила его сперму четыре года и, как только представилась возможность, использовала для оплодотворения яйцеклеток.
Однако генетический анализ показал: все детеныши несли только материнскую ДНК. А значит, Леони в отсутствие мужских особей перешла на однополое размножение. Как отмечают ученые, в процессе созревания половых клеток в организме рыбы сформировались полоциты — полярные тельца. Эти клетки содержат копию ДНК, но, как правило, не способны к оплодотворению. Иногда же по невыясненным пока причинам они начинают вести себя как сперматозоиды: оплодотворяют яйцеклетку и превращают ее в эмбрион.
]]>
]]>
При партеногенезе яйцеклетка оплодотворяется полярным тельцем. Оно образуется при созревании яйцеклетки и содержит копию ДНК
Согласно некоторым работам, такой способ размножения рыбы могут использовать и в дикой природе. По крайней мере, биологи из Университета штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук (США), изучая генетическое разнообразие рыбы-пилы у юго-западного побережья Флориды, обнаружили семь особей, появившихся на свет в результате партеногенеза.
Исследователи считают, что животные использовали этот способ размножения из-за слишком малой плотности популяции. В последние годы количество особей постоянно уменьшается и самкам все сложнее найти самцов для спаривания. А значит, партеногенез вполне возможен среди видов, близких к вымиранию, отмечают ученые.
Фигурки и символы кошек в древних эпосах
Во всех древних сказаниях кошка отождествляется с мистическим существом. Не только в Египте кошки обожествлялись и считались священными.
В Китае богиню Ли Шо изображали в виде этого животного. Ее просили о плодородии.
В Японии сильнейшим талисманом считают фигурку кошки с поднятой лапкой. В государстве считают, что эти животные хранят жизнь человека. Такое утверждение связано со сказанием об императоре, проходящем мимо храма. Животное в этот момент приподняло лапку, словно приглашая повелителя войти внутрь. Император зашел в храм, а в то место, где он стоял, ударила молния. Так, животное спасло государя. Японцы до сих пор дарят друг другу статуэтки кошек в знак пожелания долгих лет жизни.
Символ долголетия и благополучия в Японии – фигура кошки с поднятой лапкой
А вот в Греции и Риме представители кошачьих были олицетворением зла. Коты сопровождали темных, злых божеств, в частности богиню Гекату.
В Европе поначалу эти ласковые питомцы также символизировали добро. Всё изменилось в эпоху средневековья. Возможно, роль здесь сыграло то, что усилилось влияние христианства. Церковь посчитала поклонение кошкам язычеством и отнеслась к ним негативно. Считалось, что в тело животного вселяется душа ведьм и таким образом приходит к людям, чтобы принести вред. В этот период много котов истребили напрасно. Особенно, пострадали представители черного и белого окраса.
Общее описание (вес, продолжительность жизни)
«Мау» с египетского языка переводится как «кошка».
Что символизирует в доме статуэтка кошки
Кошки в Древнем Египте считались священными. Именно там стали ставить фигурки животных в доме. Традиция сохранилась и сейчас. Статуэтки котят и котов разных окрасов можно увидеть во многих домах. Считается, что они приносят умиротворение, спокойствие, защищают от сглаза.
Положение лапок и атрибуты имеют важное значение:
- Котик с поднятой лапкой – символ долголетия и здоровья.
- Котята с матерью – символ продолжения рода, материнства, потомства.
- Черная, грациозная кошечка – знак женственности и мудрости. Кроме того, считается, что такая фигурка защищает от недоброго глаза.
- Если фигурка изображает животного с высоко поднятым хвостом, значит она олицетворяет оптимизм, пророчит успешное разрешение всех дел.
- Композиция, состоящая из двух или более мурлык, символизирует верность, дружбу.
Композиция из нескольких кошек – символ дружбы
Внешность (шерсть, окрас, внешн. вид)
Тело сильное, мускулистое, пропорциональное. Движения быстрые, грациозные. Лапы длинные и стройные, задние чуть длиннее передних – кажется, что кошка всегда ходит на цыпочках. Хвост длинный, ровный, закругленный.
Голова клиновидная, закругленная. Ярко выраженные скулы, небольшой ровный подбородок. Уши большие или среднего размера, закругленные, широко поставлены. Между ушами есть рисунок в виде буквы «W» — египетский скарабей.
Глаза необыкновенно выразительные – большие, миндалевидные, золотистые с зеленоватым отливом. Выражение лица всегда умное, заинтересованное.
Глаза кошек могут менять цвет – при рождении они зеленые, но к 2-м годам становятся золотыми.
Египетские мау выделяются красивой шубкой – светлый фон с черными или темно-серыми пятнами.
Стандарты окраса: серебряный, дымчатый, бронзовый. Окрас может быть голубым, но таких котов к соревнованиям могут не допустить. Есть мау полностью черные или с едва заметным рисунком, их считают браком. Шерсть плотная, блестящая, очень мягкая. Имеет подшерсток.
Куда поставить статуэтку кошки
Кошачьи повадки знакомы всем. Эти непоседливые проныры стремятся залезть куда повыше, чтобы наблюдать за окружающими. Они сами выбирают хозяина, отличаются непокорным характером и самолюбием.
Поэтому, если в качестве оберега выбрана фигурка кошки, установите ее повыше. Так, она будет оглядывать сверху территорию и охранять владельца.
С высоты талисману будет легче разглядеть недоброго человека и предотвратить воздействие злых чар.
С высоты оберегу будет хорошо видны все недоброжелатели
Для этого подойдут верхние полки стеллажей, шкафа. Если куплен магнитик, прикрепите его к дверце холодильника на самом высоком месте.
Поставьте фигурку рядом с рабочим столом или на кухне, где собирается вся семья за трапезой. Но не прячьте статуэтку за другими, более крупными фигурами. Кошки не любят соседства.
Не задвигайте фигурку в укромное место – иначе кошечка обидится, она не потерпит пренебрежительного отношения.
Пусть она всегда находится в поле вашего зрения и не выпускает из вида хозяина. Тогда домочадцев ждет благополучие во всех начинаниях.
История породы
Кот абиссинской породы родом из Эфиопии. Название породы от Абиссинии – так некогда называли Эфиопию.
Возраст породы исчисляется двумя тысячелетиями. В гробницах и на стенах пирамид найдены изображения кошек рядом с фараонами.
То, что этот именно абиссинские коты – подтверждают записи на папирусах, дошедшие до современников.
Есть предположение, что египетские кошки, чьи фигурки можно купить во время турпоездок, и есть абиссинская кошка.
В те времена кошка почиталась, как идол, а потому держать ее позволялось лишь фараонам и лицам, приближенным к царственной особе.
И, судя по их грациозности, как у египетской мау, невозмутимости, взгляду и королевской осанке, охотно в это веришь.
Такая кошка не станет гоняться по пыльным подвалам за мышами или по пустыне за тушканчиками.
Внешность у абиссинца диковатая, таким по идее должен быть и характер. Но нет. Он не будет царапаться без видимой причины, пускать в ход коготки, истошно мяукать, требуя к себе внимания
Впервые на наш континент абиссинский кот (фото предка вы видели ранее) попал в конце 19-го столетия, когда привезенная из Африки кошка родила двух котят.
На какое-то время порода пропала: голод, война, разруха. Но в мирное время породу воссоздали – абиссинец этого заслуживает.
Уход за талисманом
Помните, что представители кошачьих ценят заботу. Ухаживайте за фигуркой, протирайте от пыли. Рекомендуется рассказывать кошечке о тревогах и печалях, она поможет справиться с невзгодами.
Забывать об обереге нельзя. Если планируется длительная поездка, попросите мурку защитить, помочь в дороге и делах. Объясните, с чем связан отъезд и попросите прощения, что не можете ее взять с собой.
Некоторые люди берут с собой статуэтку. Делать этого не стоит. Кошки плохо переносят смену обстановки. Им дорог дом. Поэтому оставлять жилище без оберега не стоит. Будьте уверены талисман станет надежной защитой.
Здоровье
Характерные заболевания
Здоровье у абиссинских котов достаточно крепкое благодаря высокой подвижности.
Однако не исключены генетические отклонения: поликистоз почек (у голубых разновидностей), атрофическая ретинопатия сетчатки, проблем с кровью, в частности, с содержанием эритроцитов.
Уважающие породу заводчики проводят генетические тесты и отбраковывают носителей данных заболеваний.
Следите за питанием кошки. Из ошибок в рационе возможен гингивит, поэтому часто осматривайте зубки питомца.
Кроме того, абиссинца обожают хорошо покушать – откуда и переедание, проблемы со стулом.
При должном воспитании и достаточном внимании абиссинец подарит вам всю свою любовь
Прививки
Первые прививки котятам делают в 9 и 11 месяцев. Ранее котятам вакцинация не показана, поскольку происходит смена зубов.
В дальнейшем вакцинацию проводят ежегодно.
Не менее чем за 13,5 недели до прививки стоит вымыть котов шампунем от блох и дать глистогонный препарат.
И не забудьте поставить отметку в ветпаспорте.
Содержание и уход
Обязательно обзаведитесь когтеточкой, иначе дивану и креслам придется несладко, а ещё хозяевам стоит позаботиться о том, чтобы у кошки обязательно была парочка игрушек, «умеющих убегать».
Египетские мау любят купаться, прекрасно плавают, так что периодически набирайте ванну и давайте вашему питомцу порезвиться.
Лучше не заводить в одной квартире кошку мау и грызунов или птиц, так как кошка не успокоится, пока их не съест.
Как у всех охотников, у них нет чувства насыщения. Корм обязательно должен быть сбалансированным, а приемы пищи – в одно и то же время не более 2-х раз в день. Старайтесь чаще давать мясо.
Достоинства и недостатки
Египетские мау не любят неосторожного обращения, не дают себя тискать и таскать по дому. Если кошку все же нужно взять, то лучше держать под животом. Если их с детства не приучить к обрезке когтей и чистке ушей, то потом она не даст этого сделать.
Мау не очень любят чужаков, особенно если гости в вашем доме появляются не часто. Либо с самого рождения знакомьте котенка с друзьями семьи и родственниками, либо постарайтесь пореже приглашать в дом неизвестных кошке людей.
Игрушки для мау – святое. Если это только её игрушки, то брать их не позволят никому.